На углу дома №17 по улице Прэстгатан в стену вмурован небольшой камень, сильно отличающийся от своих соседей. Многие туристы нередко проходят мимо, не обращая на него внимания, а зря: этот камень — не что иное, как древнее руническое послание. Подобный артефакт в центре Стокгольма можно увидеть разве что в Историческом музее да в музее Средневековья.
Традиция возводить рунические камни родилась ещё в IV веке в Норвегии. Оттуда пришла в Швецию, и получила особенное распространение в провинции Упланд, где расположена северная часть Стокгольма. Рунические надписи, представляющие собой соединённые под разными углами чёрточки, можно было встретить повсюду — от гребешков до колоколов, поскольку нередко каждой руне приписывался особый магический смысл. О происхождении рун известно не так уж много: историки полагают, что своим появлением они обязаны древнегреческому, латинскому или этрусскому алфавитам. При этом форма новых скандинавских букв была несколько изменена, так как изначально наносили их на деревянные поверхности. Именно поэтому, вероятно, в рунической письменности отсутствовали горизонтальные линии, ведь они сливались с древесным волокном, что создавало трудности для распознавания текста.
Первыми руническими надписями на камнях были строки, читаемые справа налево, без каких-либо украшений. Позже соединительным линиям стали придавать более необычный вид, превращая их в тело змеи или дракона с замысловатыми ответвлениями и изгибами. Посмотрите внимательно на камень перед собой: несмотря на то, что сохранился лишь его фрагмент, мы отчётливо можем видеть голову змеи и некое подобие лапы дракона. Похожие орнаменты, кстати, встречаются повсюду в культуре викингов: от серебряных брошек до деревянных кораблей — дракаров.
Древние камни нередко были украшены литературными цитатами и отсылали к известным сагам и сказаниям, однако с течением времени выбиваемые на них тексты значительно упростились, и к XI веку большинство из них содержали лишь краткую информацию о мастере, высекавшем руны, да о заказчике и его родственнике, в честь которого устанавливался монумент.
Рунические камни зачастую размещали в таких местах, где их без труда могли увидеть путники, и с течением времени эти стелы всё чаще начали воздвигать в память о павших в далёких краях воинах. По мере того как языческие традиции смешивались с христианскими, на камнях появился крест. На большинстве сохранившихся до наших дней древних памятников имеется этот христианский символ.
Когда же новая религия окончательно взяла верх над старыми устоями, рунические камни стали рассматривать скорее как стройматериал. Этот камень в Старом городе является редким примером того, как подобный артефакт оказался вмурован в стену обычного жилого дома — как правило, такие камни шли на возведение церквей.
"Торстэн и Фрёгун, они воздвигли этот камень в память о своём сыне" — вот и всё, что мы сегодня можем прочесть на валуне в центре столицы. Никто уже точно не знает, кто и где создал этот шедевр. Историки и археологи XVII и XVIII веков упоминали об аналогичных камнях в Стокгольме, однако, судьба этих своеобразных памятников неизвестна.
Один из уголков рунического камня чуть заслонен чёрным стволом старой пушки, привезённой сюда в XVII веке. Именно в те времена в Стокгольм вновь начала съезжаться знать, покидая свои усадьбы и поместья за пределами городской стены. Множество повозок — теперь уже не только торговых — наводнили узкие переулки сердца столицы. Кучера же не слишком заботились о манере езды, нередко натыкаясь колесами на углы домов и причиняя им тем самым непоправимый ущерб. Тогда-то и возникла идея защищать углы старых построек с помощью камней и пушек: сбитые подпорки всегда можно было вернуть на место, не повредив при этом мощные каменные здания.