Мы стоим в самом сердце Старого города — на некогда центральной площади Стокгольма Стурторьет, что буквально означает "большая площадь". Это сегодня её вид не так уж впечатляет, а вот в прежние времена тут помещались и торговые ряды, и дома ремесленников, и городская ратуша, и позорный столб с плахой палача.
Площадь Стурторьет была заложена, вероятно, уже в XIII столетии на самой высокой точке острова, занимаемого сейчас Старым городом. Отсюда к гавани спускалась главная торговая улица, сохранившаяся и до наших дней — Щёпмангатан или Купеческая улица, где селились наиболее богатые и влиятельные торговцы. Поблизости выросли лавки ремесленников, позднее давших названия многим проулкам. Башмачная улица, Кожевенный и Кузнецкий переулки — в каких столицах мира нет подобных наименований?
За время своего существования Стурторьет пережила немало как радостных, так и печальных событий. 8 ноября 1520 года тут разыгралась одна из страшнейших трагедий в истории страны, известная как Стокгольмская кровавая баня. В ту пору борьбу за шведский престол вели регент Швеции Стэн Стуре-младший и датский король Кристиан II, считавший себя законным претендентом на трон всех стран, входивших в Кальмарскую унию, в том числе и Швеции. В одном из сражений Стэн Стуре-младший был смертельно ранен, и борьбу за Стокгольм продолжила его супруга, Кристина Гилленшерна. Кристина мужественно сопротивлялась натиску врага, однако в конце концов поддалась на уговоры датского правителя и открыла ворота шведской столицы, заручившись обещанием короля Кристиана сохранить жизни всех боровшихся против него шведских аристократов.
В начале ноября многочисленные представители шведской знати прибыли в Стокгольм на коронацию нового правителя и на трёхдневные торжества, следовавшие за ней. Посреди пира неожиданно для всех король Кристиан объявил собравшихся сановников еретиками, ссылаясь на якобы нанесённую одному из датских священников обиду погибшим Стэном Стуре и его соратниками. Три долгих дня длилась кровавая расправа датского короля над шведами, и на Стурторьет лишилось голов несколько десятков человек. В архивах упоминаются имена 92 казнённых высокопоставленных персон, однако точная цифра до сих пор не известна.
Взгляните на западную сторону площади: в самом её центре стоят два дома, будто бы слепленных друг с другом. Высокое красно-коричневое здание с белыми кирпичиками вокруг окон — это дворец секретаря Карла X, Юхана Шанца. Согласно преданию, количество украшающих фасад белых камней в точности совпадает с количеством погибших на площади аристократов. Если же один из кирпичей случайно выпадет из стены, душа дворянина, которого он "представляет", никогда уже не сможет найти успокоение в загробном мире и до скончания веков вынуждена будет бродить по извилистым улочкам Старого города.
По правую руку на площади возвышается здание в стиле французского классицизма — это Стокгольмская фондовая биржа, построенная на месте старой городской ратуши в конце XVIII века для регулирования бурно развивавшейся международной торговли. В последующие двести лет своего существования Биржа была местом встреч бюргеров, собиравшихся здесь для обсуждения важных вопросов, предоставляла свои залы для королевских балов и торжеств, а также разрешала проводить тут заседания членам Шведской академии. Сегодня в здании расположен Нобелевский музей, правда, временно: его устроители вот уже который год находятся в поиске более подходящего помещения.
Взгляните теперь в самый центр площади: из брусчатки буквально вырастает массивный колодец, долгое время являвшийся нулевым километром Швеции. Колодец появился здесь ещё в Средние века, однако нынешний облик ему придал архитектор Эрик Пальмстэд, когда рядом выросло здание Биржи.
Наконец, обратите внимание на правый угол стоящего напротив Биржи дома со стенами бежевого цвета: на самом краю, за фонарём, у окна второго этажа можно разглядеть небольшое пушечное ядро, вмонтированное в стену более двух столетий назад. Хозяин особняка видел в этом своеобразном украшении фасада символ победы средневекового шведского короля Густава Васы над датчанами, приведшей к избавлению страны от притеснений южного соседа. Правда, местным жителям по душе другая легенда: они считают, что ядро было выпущено во время осады Густавом Стокгольма и чуть не стоило жизни королю-тирану Кристиану II, наблюдавшему за происходившим из окна этого самого дома.