Мы находимся в одном из оазисов в самом сердце Стокгольма — парке Больхюстэппан. По сути это - внутренний дворик самой маленькой из пяти церквей Старого города, Финской. Вот она - эта церковь, двухэтажное здание с одним рядом довольно длинных и широких окон и крестом на крыше. С виду никогда не подумаешь, что в этом обыкновенном каменном доме скрывается настоящий храм. Прежде церковный зал финской кирхи был частью небольшой пристройки, где представители знати играли в средневековый вариант тенниса.
Финнов в Стокгольме всегда хватало. Во-первых, долгое время Финляндия являлась неотъемлемой частью Швеции, а во-вторых, сюда постоянно прибывали финские мигранты, желавшие трудиться на лесопилках в центральных регионах страны. В Стокгольме не было отдельной церкви для уроженцев соседнего государства, и службы на финском языке первоначально проводились в доминиканском монастыре. Однако, после его уничтожения в середине XVI века священники лишились постоянного места для молитв, и устраивали службы то в Домском соборе, то в Немецкой, то в Рыцарской церквях.
Только спустя два столетия приходу удалось выкупить у государства крохотное помещение — тот самый зал для игры в теннис. Его перестроили и в том же году, накануне Рождества, освятили. В отличие от других кирх, однако, финской церкви решили не добавлять характерную башню — вместо неё был установлен крест, в точности напоминавший скромное украшение доминиканского монастыря. Тем самым прихожане хотели отдать дань тому месту, где состоялась первая в истории Швеции служба на финском языке. Вскоре интерьер церкви украсили гербами Финляндии и её провинций; компанию им составили несколько люстр, самые большие из которых попали сюда прямиком из города Ниеншанц, существовавшего на территории нынешнего российского Санкт-Петербурга.
На углу здания, где разместилась Финская церковь, легко заметить небольшую табличку с надписью: "В память о братьях по оружию, павших в Советско-финских войнах 1939-1945 годов". Во время Второй мировой войны погибло несколько десятков тысяч как финских солдат, так и шведских добровольцев.
Под церковью обнаружен подземный ход, ведущий в Королевский дворец. Считается, что по нему в зал для игры в теннис попадали охранники, однако злые языки поговаривают, что по этому тайному коридору в конце XVII века монарху доставляли дам, способных скрасить одиночество его Величества.
Теперь сделаем несколько шагов вперёд — к самому большому из двух деревьев в этом уютном закутке — и посмотрим вниз. Под тенью листвы сидит, поджав ноги, крохотный человечек. Это - самая маленькая скульптура Стокгольма, созданная ваятелем Лиссом Эрикссоном и названная им "Мальчик, смотрящий на Луну". Правда, такое название не слишком понравилось публике, и его сначала окрестили "Железным мальчиком", а потом и вовсе дали ему "человеческое имя" — Улле. Лисс Эрикссон неустанно повторял, что в своём творении он частично воплотил свои детские воспоминания. "Нередко по вечерам мне трудно было заснуть", — говорил он, — "тогда я сидел на кровати и просто глядел на Луну за окном".
В 1967 году миниатюрный памятник — его размер едва превышает 15 сантиметров — установили во внутреннем дворике Финской церкви, и с тех пор к нему стекаются толпы туристов. Люди верят: стоит лишь погладить человечка по голове, оставить ему монетку или сладость — и твоё самое сокровенное желание исполнится! С "Железным мальчиком" связан и другой, не менее интересный обычай. Как-то раз один из местных жителей решил одеть его в подходящую зимнюю одежду — шапочку и шарф, дабы бедняга не мёрз в суровые скандинавские холода. Эта история попала на страницы газет, и летом какой-то затейник, вдохновлённый идеей своего предшественника, сплёл для Улле крохотный венок. Так и родилась волшебная традиция одевать скульптуру в различные наряды. Надолго они у мальчика, однако, не задерживаются: туристы не упускают возможности прихватить с собой оригинальный сувенир. Правда, коренные обитатели Старого города утверждают: Улле всё видит и слышит, а потому непременно когда-нибудь отомстит похитителю его одежды!