Мы стоим на площади "Гавани для разгрузки зерна" — именно так переводится со шведского слово "Корнхамнсторьй". Довольно давно здесь разгружали, погружали, продавали и хранили зерно, привозимое в Стокгольм из близлежащих деревень озера Меларен.
Нынешний вид площадь приобрела только в XVII веке после пожара, уничтожившего почти все западные кварталы Старого города. Первое время площадь называли "Извозной" — видимо, изначально здесь нередко оставляли свои повозки многочисленные торговцы, прибывавшие в шведскую столицу.
Корнхамнсторьй, конечно же, гораздо старше: историки полагают, что это одна из древнейших площадей Стокгольма, появившаяся, возможно, уже при основании города. Своего расцвета как крупнейший торговый пункт столицы она, однако, достигла только в XIX веке. Вот как её описывали в те времена: "полная радости и мощи среда, яркая, словно наполненная душистым горошком ивовая корзина, чем-то напоминающая стог сена и бурляще-жужжащая, будто пчелиный рой". Сегодня здесь уже не найти торговых лотков — их сменили туристы, жаждущие подкрепиться в одном из лодочных ресторанов.
В центре площади возвышается скульптура Кристиана Эрикссона "Лучник", задуманная как памятник повстанцу Энгельбректу Энгельбректсону, чей рельефный контур проступает на постаменте. Надо сказать, изваяние предназначалось для шведского города Фалуна, однако тамошние власти отвергли проект, посчитав его не слишком достойным настоящего героя и чрезмерно социалистическим. Стокгольму же композиция приглянулась, и в 1916 году ее воздвигли в самом центре Корнхамнсторьй. "Наконец-то мы увидели простого парня в грубой домотканой одежде, натягивающего тетиву, дабы защитить свою родину от врага", — написал о Лучнике знаменитый шведский писатель Ивар Лу-Юхансон.
Одним из самых примечательных зданий на площади считается втиснутый между двумя самыми высокими здесь строениями дом №51. На первый взгляд это - невзрачная пятиэтажная постройка в коричневато-рыжеватых тонах в стиле голландского Ренессанса. Но она притягивает к себе внимание полукруглым остеклённым выступом в стене, напоминающим балкон. В XVII веке этот дом принадлежал графу Густаву Густавссону, сводному брату королевы Кристины, пожелавшему иметь небольшой балкончик, с которого можно было бы наблюдать за площадью. В те времена подобные выступы на зданиях, или эркеры, считались последним писком моды, однако в Старом городе сохранился лишь один эркер — на дворце Шаренбе́рга, он и находится перед нами. Балкон поддерживают четыре атланта, во многом напоминающие скульптурные композиции, украшавшие знаменитый боевой корабль "Васа". Он затонул во время своего первого плавания, но недавно его подняли с морского дна, отреставрировали и превратили в музей. Присутствие на доме похожих бюстов объясняется очень просто: Густав Густавссон был сыном короля Густава II Адольфа, по приказу которого как раз и построили знаменитое судно. Поговаривают, что в облике одного из атлантов запечатлен сам граф, решивший таким образом навеки закрепить своё пребывание в Старом городе.
По обе стороны дворца Шаренберга стоят схожие по внешнему виду постройки — тянущиеся к небу узкие дома со ступенчатыми фронтонами. Здание справа — это дворец Функа, возведённый в XVII веке, но перестроенный в самом начале XX столетия, когда его высота была увеличена на два этажа. Томас Функ был успешным торговцем и горнозаводчиком. Он выкупил в Старом городе земельный участок и построил на нем сохранившийся до наших дней дом, о чём повествует надпись над входом. Небольшой переулок справа от особняка по-прежнему носит его имя — Функенс гранд.
Слева от дворца Шаренберга возвышается строение, прежде известное как "Дом моды 66", — вывеска именно с такой надписью долгое время красовалась на выходящем на Корнхамнсторьй фасаде. Это был торговый центр с роскошными бутиками, расположенными на нескольких этажах, и кинотеатром, до 1927 года единственным в Старом городе.
Сегодня верхние этажи заняли офисные помещения и квартиры, а нижние — небольшие магазины и ресторанчики. Все они расположены вдоль относительно широкого коридора, соединяющего площадь Корнхамнсторьй с главной торговой улицей Старого города — Вестерлонггатан. Кстати, закрепившимся в народе названием — "Дом моды 66" — строение обязано именно улице Вестерлонггатан. На ней находился дом №66, позднее объединённый с новостройкой, фасад которой мы видим на Зерновой площади.