Мы находимся на площади Слотсбакен, поднимающейся от кромки воды к стокгольмскому Домскому собору мимо Королевского дворца.
"Дворцовый склон" — а именно так переводится со шведского слово "Слотсбакен" — впервые упоминается под таким названием в XV веке. Сначала эту местность называли Пески, поскольку вся территория к югу от дворца представляла собой незастроенный холм, к которому вплотную примыкал огород, где выращивали зелень для королевского стола. Какое-то время строительство на нынешней площади строго запрещалось: площадка перед замком должна была оставаться открытой, чтобы солдаты могли беспрепятственно обстреливать врага в случае нападения на Стокгольм. Со временем новые форты и укрепления стали возводить за пределами Старого города, угрозы нападения сошли на нет — и на Слотсбакене появились небольшие скотобойни, на несколько десятков лет подарившие Дворцовому склону неблагозвучное название Склон скотобоен.
К XVII столетию Швеция превратилась в великую державу, столице которой не подобало демонстрировать миру ветхую застройку предыдущих веков. Архитекторы рьяно принялись за планировку нового города, ничуть не уступавшего в пышности и роскоши другим европейским столицам. В то время Слотсбакен представлял собой одну сплошную строительную площадку, куда свозили необходимый материал для возведения каменных дворцов шведской аристократии. К середине XVIII века, когда в Стокгольме завершилось обновление Королевского дворца, площадь рядом с ним стала приобретать свой нынешний вид. Большинство зданий, находящихся здесь, прежде принадлежали людям, так или иначе связанным с королевской фамилией.
Слотсбакен являет собой яркий пример архитектуры в стиле барокко. Давайте повнимательнее рассмотрим массивные постройки, окаймляющие площадь. Ближайшее к воде угловое здание прямо напротив дворца было возведено на месте бывшей Соляной торговой компании относительно недавно — в XIX веке — и предназначалось для нужд телеграфа. Очень скоро телеграф захватил и соседний дом, известный как дворец Флеминга, и оба здания пришлось немного перестроить, чтобы внутри появилось больше пространства.
Дворец Флеминга первоначально был возведён в середине XVII века для члена риксрода, то есть государственного совета, Эрика Флеминга. Обратите внимание на примечательный декор: это круглые оконные проёмы, или люкарны - в скате крыши, и так называемые "дентикулы" — ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания. Внутри сохранились лестничная клетка и две комнаты в густавианском стиле конца XVIII века. И телеграф, и дворец Флеминга причислены к памятникам архитектуры.
За дворцом Флеминга расположен Королевский кабинет монет — нумизматический музей, где представлена великолепная коллекция монет, банкнот, акций, сертификатов, орденов и медалей. Особая гордость музея — крупнейшая в мире монета. Это - четырёхугольная медная пластина весом 19 килограммов, произведённая в Швеции в середине XVII века.
За музеем расположился ещё один дворец — Тессина. Вот оно, истинное творение в стиле барокко, построенное для самого себя придворным архитектором Никодемусом Тессином-младшим в самом конце XVII века! Искусное использование основных приемов по созданию архитектурной иллюзии ловко обманывает неискушенного зрителя: миниатюрный дворец кажется значительно больше, чем он есть на самом деле. Парадный этаж сохранился в первоначальном виде, и тут повсюду можно видеть оригинальные украшения работы французских мастеров. Есть здесь и чудесный сад в стиле барокко — правда, находится он во внутреннем дворике и полностью скрыт от глаз прохожих. После смерти Никодемуса Тессина дворец перешел к его сыну, который из-за финансовых трудностей был вынужден продать здание королю. Сегодня здесь располагается резиденция губернатора Стокгольма.
Наконец, взглянем на ближайшее к церкви здание, построенное в самом начале XX века и сразу получившее в народе название Скандального дома. Многие были недовольны тем, что архитекторы посягнули на многовековую целостность архитектурного ансамбля Дворцового склона. Сегодня почти 25 комнат этого здания находятся в распоряжении королевского двора.
Доминируют на площади, несомненно, Королевский дворец, выходящий на Слотсбакен своим южным фасадом, и Домский собор, перед которым к небу тянется 22-х метровый обелиск.
Своим появлением обелиск обязан двум монархам: Густаву III и его сыну Густаву IV Адольфу. Первый решил создать монумент из различных видов шведского камня, чтобы отметить особое участие буржуазии в очередной войне с Россией в конце XVIII века. Внезапная смерть короля не позволила ему воплотить в жизнь свой грандиозный план. Однако, сын Густава III, Густав IV Адольф, завершил дело отца, и в 1800 году состоялось торжественное открытие мемориала. На постаменте отчётливо видны имена обоих монархов, и на это стоит обратить особое внимание. Ведь данный обелиск — единственное общественное место во всём Стокгольме, где можно увидеть имя Густава IV. Дело в том, что после его свержения и отречения от престола новые власти принялись уничтожать всё, что каким-то образом напоминало о неудачливом правителе — нетронутым остался лишь Обелиск на площади Слотсбакен.