Мы находимся на острове Хельгеандс-хольмен – острове Святого духа, названного так по одноимённому госпиталю, появившемуся здесь в конце XIII века. Это было первое учреждение в столице, занимавшееся нищими и больными, которые оставляли всё своё небольшое состояние, пожитки и возможные доходы в пользу своих благодетелей, за что те предоставляли лечение до конца жизни.
Кроме того, сюда принимали и пожилых зажиточных горожан, получавших на старости лет еду, жильё и заботу за определённую плату, вносившуюся до переезда сюда и приблизительно равную стоимости каменного дома в городе.
Помимо собственно лечебного отделения больничная территория включала небольшую часовню и кладбище. Надо сказать, на первых порах Хельгеандс-хольмен представлял собой маленькую группу крошечных островков, позднее превратившихся в единое целое частично благодаря повышению уровня суши и частично благодаря искусственному заполнению крошечных каналов.
В середине XV века датский король Кристиан I, правивший также соседними Норвегией и Швецией, жестоко подавил восстание крестьян, собравшихся на Хельгеандс-хольмене: в результате около шестидесяти человек лишились жизни, а двадцать были взяты в плен.
Столетием позже монарх Швеции Густав Васа отдал приказ перенести госпиталь Святого духа, считая, что он источает ужасный запах, отпугивавший гостей королевского двора. Вместо приюта на острове выросли подсобные помещения для замка: среди прочего, здесь варили пиво, выращивали и забивали скот. Берега были усыпаны рыбацкими сараями, стоявшими бок о бок с прачечными и мельницами.
В XVII веке, когда Швеция превратилась в великую державу, началось разительное преображение города. Хельгеандс-хольмену также надлежало приобрести более подобающий вид: на острове построили королевские конюшни для двух сотен лошадей. Конюшни и каретная продержались тут до конца XIX века, когда здесь принялись возводить массивные здания государственного банка и риксдага. Позже обе постройки объединили в одну, и в наши дни риксдаг занимает всю территорию острова.
Участок перед риксдагом получил название Риксплан, или Государственная площадь, первоначально представлявшая собой открытую местность, засыпанную гравием.
В 80-х годах прошлого столетия перед риксдагом решили построить подземный гараж, однако, из-за нахождения здания в историческом центре города власти постановили предварительно провести в этих краях археологические раскопки. Они должны были занять всего несколько месяцев, но в итоге затянулись на два с половиной года. Местные жители, проходившие мимо огромного разрытого котлована, незамедлительно окрестили его «государственной ямой».
В результате исследований археологам удалось обнаружить фундаменты домов XIII века, 11 лодок разных времён, множество монет, керамику, стеклянные сосуды, более 1.300 скелетов, когда-то покоившихся на кладбище при приюте Святого духа, а также остатки крепостной стены XVI века. Все эти находки в итоге послужили поводом для открытия стокгольмского музея Средневековья. Стеклянная колонна, стоящая посередине Риксплана, – это своеобразное окно музея, созданное для того, чтобы в нём было немного естественного освещения. По периметру обелиска выгравированы слова шведского писателя Альфа Хенрикссона:
«Тысячи лет насчитывает эта страна.
Берега её поднялись из моря.
Пролив стал узкими течениями.
Стокгольм – замок озера Меларен».
Когда раскопки были завершены, на месте старой гравиевой площадки разбили парк с тропинками, газонами и скамейками. Дорожки указывают расположение первоначальной застройки Хельгеандс-хольмена, а в северо-восточном конце Риксплана сохранили старые мраморные кормушки для лошадей.